Роль семейных дисгармоний и их коррекция в профилактике аддикций в условиях наркологического стационара

Профилактика наркомании может быть эффективной, только тогда когда она осуществляется комплексно и системно, а не представляет собой разрозненных программ, различных по концептуальной основе и структуре. Психотерапевтические техники и приемы образуют методологическую базу психопрофилактики; ведущую роль они могут играть при работе с детьми и подростками, у которых аддиктивное поведение является поведенческим проявлением внутриличностных проблем, а также на этапах реабилитации уже заболевших наркоманией пациентов как непосредственно с ними, так и членами их семей.

В разработанной нами программе реабилитации наркозависимых мероприятия вторичной и третичной профилактики, направленные на предотвращение срыва после лечения в стационаре, пролонгацию терапевтической ремиссии и профилактику необратимых изменений личности и социальной дезадаптации, проводятся поэтапно “step by step”, что позволяет выделить «точки мишени» и специализировать психотерапевтические усилия, осуществляя подлинно клинический индивидуальный подход к каждому аддикту и его семье.

На первом, восстановительном, этапе реабилитации, осуществляемом в наркологическом отделении, целью является реадаптация пациента после детоксикации к новым трезвым условиям существования (физиологическим и психическим), Необходимо понимать «точки приложения» нашего лечебного воздействия, континуальность процесса профилактики и связь с другими видами профилактики в широком смысле слова. С этих позиций мы изучаем роль семьи и коррекции нарушений семейных взаимоотношений в профилактике дезадаптации зависимого её члена, формировании его трезвого образа жизни. В литературе довольно широко освещается проблема созависимости у членов семьи (супругов, родителей), в какой - то мере эта тема стала модной и даже, мб, избитой. Однако понятие «роль семьи» в течении и терапии зависимостей, на наш взгляд, более ёмкое и сложное.

Состояние нынешней обычной семьи – микросоциальной группы, где осуществляется воспитание и первичная социализация детей, можно охарактеризовать как долгосрочный кризис ценностного устройства общества, связанный как со старыми проблемами обычной семьи, так и новыми, и, прежде всего, аномией общества -состоянием общества, которое характеризуется негативным отношением к нравственным нормам. Маргинизация общества проявилась в нарушении преемственности поколений, протестном позиционировании молодежной субпопуляции, росте потребительско- инфантильных настроений как почве девиантного (аддиктивного) образа жизни.

Американские психологи давно установили признаки семьи, в которой один или несколько членов употребляют химические вещества. Они выделили несколько общих черт такой «больной семьи»:

  1. Больная семья живет в страхе и учит страху других;
  2. В больной семье считается, что для счастья и успеха нужно иметь деньги, делать их или жениться на них;
  3. В больной семье считают: для того, чтобы стать достойной личностью, нужно получить одобрение окружающих, а в особенности, одобрение самой семьи;
  4. Больная семья чувствует, что ее члены должны держаться вместе и зависеть друг от друга вплоть до изоляции от внешенго мира.Исключением этому являются случаи, когда члены семьи находят подобных себе.
  5. Больная семья учит, что прав тот, у кого власть, и что только брак может сделать человека полноценной личностью.
  6. Больная семья учит приспосабливаться к эмоциональным нарушениям и ревниво относиться к тому, когда кто-либо из ее членов обращается за помощью.
  7. Любовью в больной семье называют жалость и заботливость, при помощи этих чувств и чувства вины семья пытается удержаться вместе. В семье много ожиданий относительно друг друга.
  8. Больная семья не может жить настоящим. Она опирается только на опыт прошлого, будущее воспринимается как нечто страшное. А жить спокойно и мирно в настоящем не получается.
  9. Больная семья расцветает от возбуждения и учит посредством болезненного опыта тому, что если нет возбуждения-ты не живешь.
  10. В больной семье по-настоящему не верят ни во что.

Важнейшими среди признаков «больной семьи» по нашему опыту исследований(методика Шварца, тест Сонди и др.) и данным литературы является деформированная или несформированная система этических ценностей у ее членов и, прежде всего, у детей, среди которых на первое место выступает стремление к получению удовольствий (гедонизму) и стимуляции (подстёгиванию своего сознания и эмоций извне легкодоступными способами, химическими веществами) в противовес низкой ориентации на добро, сотрудничество, достижения (что характерно более для контингента здоровой молодёжи), а также слабое «эго», фрагментарность восприятия, низкий уровень социальной компетенции, коммуникабельности, в связи с чем молодой человек чувствует себя комфортнее в асоциальных компаниях употребляющих ПАВ с низкой степенью социальной стимуляции, инициативы и ответственности.

Существенным признаком «больной семьи», как и общества в целом является анозогнозия в отношении алкоголя и наркотиков, проявляющаяся отказе общества рассматривать зависимость как болезнь и склонность видеть в ней лишь «дурной характер», «слабоволие» или «распущенность».

Актуальной проблемой является помощь семье, столкнувшейся с употреблением ребенком наркотиков или ПАВ. По разным причинам родители склонны не замечать часто трагедии и создают целую систему защитных механизмов, прежде чем признаки зависимости будут заметны. Серьезным препятствием раннего выявления наркомании и алкоголизма является механизм защиты у родителей и детей. Защитные механизмы- это своеобразный способ бегства от стресса и проблем, от признания того, что ребенок зависим (употребляет, распространяет наркотики), и от последствий, связанных с данным признанием. Однако, следуя заветам З.Фрейда, следует понимать защиты также как косные психические образования, которые не позволяют родителям осуществлять психологическую поддержку заболевшему члену семьи, эмпатировать ему, вселять надежду в выздоровление. Так, проведенные нами исследование типа семейных взаимоотношений родителя с больным ребенком (120 опрошенных) – аддиктом (тест АСВ), выявили значительные отклонения и искажения в стилях воспитания.

Основными компонентами семейной терапии и профилактики могут быть следующие принципы:

  • Не помогайте, если вас не просят
  • Я не могу изменить другого человека
  • Я могу изменить самого себя
  • Меняясь сам, я создаю для других условия меняться по отношению ко мне.

При работе с семьей в целях вторичной и третичной профилактики терапевту перед проведением профилактической программы необходимо понять:

  1. Какова природа непосредственного кризиса?
  2. Каково эмоциональное состояние семьи на данный момент?
  3. Какова история или паттерн употребления, включая периоды трезвости?
  4. Какова история предшествующего лечения, попыток вмешательства со стороны семьи?
  5. Какова степень пособничества и созависимости в семье?

Терапевту необходим альянс с семьей. Его задача- установить контакт с членами семьи и вовлечь их в процесс лечения. Необходимо учитывать тот факт, что мы имеем дело с закрытой системой. Терапевт должен как бы «ввести» надежду. Надо позволить членам семьи рассказать их истории и генеалогическое дерево. Терапевту необходимо перевести идею «патологии» в попытки семьи выжить, приспособиться, справиться.

Очень важно оценить следующие моменты: каковы факторы, вызывающие употребление, положение с употреблением других членов семьи, каковы семейные ресурсы; какое поведение (и чьё) является пособническим; какие взаимоотношения построены вокруг употребления, как оно повлияло на взаимоотношения; оценить психическое состояние; степень безопасности домашней обстановки. Развитие коммуникации членов семьи выразится в том, что члены семьи будут выражать свои чувства, учиться работать со злостью, обидами, стыдом, страхом. Далее создается возможность для формирования новых установок, паттернов конструктивного поведения. Очень важно дать понять членам семьи, что проблемы не прекратятся после того, как зависимый перестанет употреблять. Что каждый нуждается в собственном выздоровлении.

Список литературы:

  1. Барабанова Л.В. Реабилитация наркозависимых в условиях наркологического стационара, - Издательство Воронежского госуниверситета,- Воронеж, 2007.
  2. Барабанова Л.В. , Животягин Э.М. Профилактика в условиях наркологического стационара: точки приложения усилий и подходы/Материалы второй науч.- практич. конференции «Актуальные вопросы наркологии: лечение, реабилитация, профилактика»-г.Варна,2012.
  3. Барабанова Л.В. Филозоп А.А. Модель психотерапевтической помощи больным с наркотической зависимостью (на примере опийной и интернет-зависимостей). Материалы Первый всемирный конгресс русскоязычных психотерапевтов «Языки психотерапии» Москва, 8–10 октября –«Профессиональная психотерапевтическая газета» Официальный Орган Профессиональной Психотерапевтической лиги. № 10 (95) Октябрь,- г. Москва, 2010.
  4. Как наладить работу с группами пользователей и с семьями. Серия «Вовлечение потребителей и членов их семей в систему охраны психического здоровья»/A Manual to Improve Servieses Syndycate of Press of the University of Cambridge. Пер. с англ. О. Чернявской.- Киев: Сфера, 2000.
  5. Сидоров П.И. Стратегии развития социальной наркологии/П.И. Сидоров//. Психиатр. Жур.-2000.-№5.-С.5-6